«Возрастные
особенности детей старшего дошкольного возраста»
Возраст 5-6 лет очень
важен в развитии ребенка и его по праву считают базовым. В этом возрасте
закладываются основные качества личности, формируется половая
идентификация и образ своего «Я». Отношение ребенка к себе и другим становится
оценочным. Дети начинают критически относиться к своим недостаткам, могут
давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между
взрослыми или взрослым и ребенком.
90% всех черт личности ребенка
закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять,
каким будет человек в будущем.
Ведущая потребность – в общении и творческая
активность. Общение выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми,
выражении своих чувств и намерений с помощью речи и жестов, мимики. Творческая
активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия
для развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность – игра, в
игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение,
придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет
ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх
соревновательного характера. Удовлетворение результатом доставляет ребёнку
радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное
отношение к себе.
Ведущая функция –
воображение, у детей бурно развивается фантазия. Воображение –
важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов
творческой деятельности человека. Детей необходимо обучать умению планировать
предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего
плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи. В 5-6 лет
ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно
доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он
не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной деятельности
совершенствуется восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только
основные цвета, но и их оттенки, знают формы. В этом возрасте ребенку интересно
все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим
способом получить именно научную информацию является чтение детской
энциклопедии, в которой доступным языком описывается любая
информация об окружающем мире. Это период наивысших возможностей для развития
всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти,
воображения. Игровой материал становится логическим, интеллектуальным, когда
ребенку приходится думать и рассуждать. Конструктор хорошо развивает логическое
мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу,
начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо
выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину. В логических
играх ребенок должен увидеть последовательность, проследить
логическую закономерность и обосновать её. В играх на логику, правильно решив
упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать.
Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей выработать
у ребенка стремление победить. Важно поддержать в ребенке мысль, что «Я
могу». Необходимо прививать интерес к размышлению и рассуждению, к
поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых усилий и
получаемого результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех. Главное в
развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора.
И все игры, направленные на это, дадут хороший результат. Не отвечайте
односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте
его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима?
Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много
неосознанной информации в голове, задача взрослых им в этом помочь.
РАЗВИВАЙТЕ ВНИМАНИЕ:
•выполнить задание, не отвлекаясь в течение
10-12 минут, наблюдается переход от непроизвольного к произвольному
вниманию;
• находить 5-6 отличий между предметами,
выполнять задания по предложенному образцу, находить пары одинаковых предметов
– это концентрация внимания;
ПАМЯТЬ:
• запоминать 6-8 картинок в течение 1-2
минут;
• рассказывать наизусть несколько стихотворений;
• пересказать близко к тексту прочитанное
произведение;
МЫШЛЕНИЕ:
• определять последовательность событий;
• складывать разрезанную картинку из 9 частей;
• находить и объяснять несоответствия на
рисунках;
• находить и объяснять отличия между предметами
и явлениями;
•находить среди предложенных 4 предметов лишний,
объяснять свой выбор.
МАТЕМАТИКА
• Счет в пределах 10, обратный счет от
10 к 1, знание образов цифр.
• Правильно пользуется количественными и
порядковыми числительными в пределах 10, отвечает на вопросы: «Сколько?».
«Который по счету?»
• Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (убавить от
одной группы или добавить в другую группу).
• Сравнивает предметы (по длине, ширине,
высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения
или приложения.
• Выражает местонахождение предмета по отношению
к себе, к другим предметам.
• Знает некоторые характерные особенности
знакомых геометрических фигур.
• Называет утро, день, вечер, ночь; имеет
представление о смене частей суток.
• Называет текущий день недели.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
• Имеет достаточно богатый словарный запас.
• Может участвовать в беседе, высказывать свое
мнение.
• Составляет по образцу рассказ по сюжетной
картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков
пересказывает небольшие литературные произведения.
• Определяет место звука в слове. Обучение
чтению необходимо начинать с формирования фонематического анализа
слова.
ПОЗНАНИЕ
• Различает и называет виды транспорта,
предметы, облегчающие труд человека в быту.
• Классифицирует предметы, определяет материалы,
из которых они сделаны.
• Знает название родного города, страны, ее
столицы, домашний адрес.
• Знает о взаимодействии человека с природой в
разное время года.
• Знает о значении солнца, воздуха, воды для
человека, животных, растений.
• Бережно относится к природе.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• Знает стихотворения, считалки, загадки.
• Называет жанр произведения (сказка,
стихотворение, рассказ, басня).
• Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.
• Называет любимого детского автора, любимые
сказки и рассказы.
В изобразительной деятельности 5 – 6 летний
ребёнок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной
формы. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных
предметов, дети любят рисовать, лепить. Дети успешно справляются с вырезыванием
предметов прямоугольной и круглой формы. Умение вырезывать по
контуру – один из показателей готовности к школе.
В развитии эмоциональной сферы необходимо формировать позитивное эмоциональное
отношение к самому себе и своему имени, к членам своей семьи, к друзьям, учить
детей сопереживать, помогать по мере возможности, заботиться о младших. Ребёнок
может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и
запоминания, эмоциональными реакциями.
Родители ДОЛЖНЫ
быть и оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную
информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую
информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в
ребенка. Будьте помощниками своим детям на пути во взрослую жизнь!
Комментарии
Отправить комментарий