Консультация
для родителей
"Самостоятельность ребёнка. Её границы".
Я сама
помыла ручки
И сама надену брючки.
Уложила в койку мишку
И на лбу набила шишку.
Утром я поела кашку
И сама помыла чашку.
Можно я сложу игрушки
И пойду играть к подружке?
Проблема формирования у детей самостоятельности была и
остается одной из самых актуальных. Часто, по разным причинам – из-за
отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за
него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Может ли
ребенок быть самостоятельным?
Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в
жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Формирование
самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом. Очень
часто дети стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам,
взрослым, важно поддержать их в этом.
Волевые качества личности являются стержневой стороной
характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. В
деятельности и в коллективе сверстников у дошкольника в первую очередь должны
формироваться такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность
в своих силах, настойчивость, выдержка .
Отличительной особенностью самостоятельности детей старшей группы
является ее организованность. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют
направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им
или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.
Ребёнка, который ещё слабо владеет нужными навыками, следует
чаще упражнять в трудовых действиях; неуверенного надо поддержать, убедить, что
неудача временная, и если постараться, то всё получится. Робких, безынициативных нужно чаще ставить в
такие условия, когда они сами должны будут находить выход из создавшегося
положения, проявлять самостоятельность. Детей, постоянно стремящихся стать
лидерами, следует вовлекать в такие ситуации, в которых они оказывались бы в
подчинённом положении, объединять для работы с теми, кто умеет не только
трудиться, но и быть хорошим организатором .
Чтобы дети старшего дошкольного возраста научились по
собственной инициативе находить применение своим силам, следует на первых
порах давать им конкретные задания, поручения, например, вылить воду из
мыльниц и положить просушить, стереть пыль со шкафов, вымыть комнатные
растения. Такие задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научились
выполнять их самостоятельно. В дальнейшем руководство ребят должно состоять
в том, что взрослый, не приказывая им прямо, но учитывая их знания, умения,
опыт, побуждает их самих подумать, что и как нужно сделать. Так у детей
формируется наблюдательность, сообразительность, внимательность .
Необходимо учить дошкольников в процессе труда общаться спокойно,
дружелюбно, вежливо не только при взрослых, но и в их отсутствие. Дети должны уметь контролировать свое
поведение, оценивать поступки, доброжелательно и правильно на них реагировать..
Лучше использовать положительные примеры поведения детей, художественную
литературу.
Дети старшего дошкольного возраста
могут выполнять следующие виды работ:
1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные
игры; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки (целлулоидные,
резиновые).
2. Протирать мебель (вместе с кем-то из
взрослых).
3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи
(носовые платки, носки, ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.
4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды;
мыть ложки, чашки и другую посуду после завтрака.
5. Подметать сырым веником пол в комнате,
небольшой метлой дорожку во дворе.
6. Помогать взрослым в приготовлении пищи:
чистить варёный картофель, резать варёные овощи для винегрета, мыть овощи,
делать пирожки, печенье; собирать и чистить ягоды.
7. Оказывать посильную помощь в разных
хозяйственных делах: повесить или снять с верёвки небольшое по размеру бельё,
помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять
упавшую.
8. Приносить воду в небольших ведёрках, колотые
дрова.
9. Проявлять заботу о младших брате, сестре
(помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть
стихотворение).
10. Оказывать внимание и помощь бабушке,
дедушке, маме и папе, пожилым людям .
Комментарии
Отправить комментарий